Шабурова Ирина Петровна, воспитатель
Игровая технология развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста «Развивающие игры с Pop-It и Simple Dimple”В методическом пособии рассказывается об одном из возможных путей развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Пособие содержит концептуальные положения технологии, описание условий для организации детской деятельности, картотеку игр с использованием Поп-Ит и Симпл-Димпл для образовательной работы с дошкольниками. Технология предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций и начальных классов школы, родителей. ПРЕДИСЛОВИЕ В последнее время, всё более и более становятся популярными игрушки - антистрессы. И если пик резиночек, спинеров и «скрипышей» уже миновал, то сейчас наступила пора Pop-It («Поп -Ит») и Simple Dimple («Симпл Димпл»). Практически у каждого ребёнка уже есть эта игрушка. Суть у них одинаковая: это игровые коврики или пластинки с резиновыми «пузырьками-пупырками», которые можно выдавливать. Так что же это за игрушка? Как ее можно использовать в работе воспитателя в детском саду? Поп-Ит это сенсорная игрушка - антистресс с «пузырьками» одинакового размера, которые мы можем проталкивать или «лопать», что-то вроде пузырчатой пленки! Играть можно до бесконечности, как только продавили все пузырьки, переворачиваете другой стороной, начинаете заново. Поэтому Поп - Ит называют ещё «вечной пупыркой» Симпл Димпл - это тот же Поп - Ит, только меньшего размера. У него обычно от 2 до 5 пузырьков. Пузырьки могут быть разного размера (часто продаются как брелки для ключей). Эти игрушки просты в использовании, уменьшают беспокойство, напряжение, повышают ловкость, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают мышцы рук. Исследования показывают, что большинство детей обучаются лучше, когда их руки активны. Мы считаем, что нужно использовать интерес детей к данной игрушке и извлечь максимальную пользу для разностороннего развития дошколят. Будем надеяться, что вас заинтересует идея развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через использование игрушек-антистресс (Поп-Ит и Симпл Димпл), и вы станете активным участником этого процесса. Творческих Вам успехов! КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Игровая технология развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста «Развивающие игры с Pop-It и Simple Dimple” представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через использование игрушек - антистресс (Поп-Ит и Симпл Димпл) Игровая технология развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста «Развивающие игры с Pop-It и Simple Dimple» направлена на: развитие мелкой моторики руки; развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речи); развитие сенсорных способностей; освоение геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр; коммуникативные навыки Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста и психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи является содержанием технологии «Развивающие игры с Pop-It и Simple Dimple».
Классификация педагогической технологии: • по уровню применения – общепедагогическая; • по концепции усвоения – развивающая; • по организационным формам – индивидуальная, групповая, дифференцированная, коллективный способ обучения; • по подходу к ребенку – личностно-ориентированный, технология сотрудничества. Технология имеет широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что в ней есть игры-упражнения для малышей с последующим усложнением для старших детей. Технология «Развивающие игры с Pop-It и Simple Dimple» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В отношениях "взрослый-ребенок" предполагается только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, игровой атмосферой.
Принципы технологии: Игра плюс стихотворенье Первым принципом технологии " Развивающие игры с Pop-It и Simple Dimple " является игровое обучение детей дошкольного возраста. Идея развития детей в игре не нова. Технология " Развивающие игры с Pop-It и Simple Dimple " - это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через использование современных игрушек Поп Ит и Симпл Димпл в образовательной деятельности с дошкольниками. Развитие психических процессов Вторым принципом технологии " Развивающие игры с Pop-It и Simple Dimple " является построение детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Весь материал технологии является сензитивным, то есть наиболее благоприятным, психологическим особенностям развития детей дошкольного возраста, поэтому не провоцирует возникновение стрессовых состояний у детей и взрослых. Работу по технологии «Развивающие игры с Pop-It и Simple Dimple» можно начинать с любого возраста дошкольного детства. Для реализации принципа усложнения детям сначала необходимо освоить материал для младшего возраста.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Для эффективного решения образовательных задач по технологии «Развивающие игры с Pop-It и Simple Dimple» нужно оснастить группу детей комплектом игр (в этом могут помочь родители). В условиях учреждения игры концентрируются в одном месте – «Игротеке Поп-Ит и Симпл Димпл» - это развивающая сенсорная среда с современными игрушками, которые имеют целый ряд забавных цветов и форм. Ребенок может играть в этой среде как самостоятельно, так и вместе со взрослыми, помогающими закрепить полученные знания. Инструменты реализации технологии Развивающая среда многофункциональна, ее можно легко и быстро переделать под конкретные задачи. Математика с использованием Поп - Ит из абстрактной становится наглядной. Ребенку легче понять и освоить арифметические действия. А, используя свойство тактильности игрушки, результат закрепляется быстрее. Распознавание чисел Говорите число или бросаете игральный кубик, а ребенок нажимает нужное количество пузырьков. Сложение Пишете или говорите пример. Ребенок набирает результат. Можно набрать сначала слагаемые, а потом сумму. Аналогичную игру можно применить и на выполнение операции вычитания. Повторение чисел Необходимы игральный кубик или карточки. Ребенок бросает кубик и нажимает столько пузырьков, какое количество выпало на грани кубика. Второй вариант - показывайте ребенку числа, а он нажимает на такое же количество пузырьков-пупырок. В данном упражнении-игре закрепляются знания соответствия количественного и зрительного образа цифры. Моторика Игры «Чередование предметов». «Продолжи ряд» Понадобится пинцет и мелкие предметы, которые поместятся в углубления: пуговицы, бусины, камешки, фасолины, горошины и т.п. Пусть ребенок раскладывает в углубления предметы пинцетом. Усложнив, можно просить, чтобы раскладывал в определенной последовательности. Либо раскладывает взрослый, а ребёнок определяет закономерность и продолжает ряд «Нажимай по очереди» (пальчиковая гимнастика) Одним пальцем. Двумя, тремя, большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем и так же по аналогии с другими пальцами. Коммуникация, сенсорное развитие Игры в парах «Кто первый?» Первый игрок нажимает столько «пузырей», сколько хочет, но в пределах одного ряда. Следующий игрок делает то же самое. Любое количество среди оставшихся пузырей, но в пределах одной линии (всегда). Цель игрысостоит в том, чтобы не быть последним игроком, лопающим пузырь. Игрок, лопнувший последний пузырь, проигрывает раунд. Переверните доску и начните все сначала. Первый игрок, выигравший оговоренное число раундов (например, три), становится победителем. «Ищем клад» Нужно подложить под Поп Ит маленькие «клады» (шарик, ракушку, камешек). Игроки по очереди нажимают на пупырышки. Кто первым наткнётся на клад, забирает его себе. У кого больше кладов, тот и выигрывает Ориентировка в пространстве, зрительное воображение «Бродилка» Игра проводится по принципу графического диктанта. Переверните Поп Ит и положите в углубления на разных концах два небольших предмета. Взрослый объясняет, как перемещать первый предмет, чтобы довести его до второго, используя простые команды: «Вперед, вправо, назад, влево». А ребенок, выполняя команды, перекладывает предмет, перемещая его. Как усложнение – игру можно проводить без взрослого. Обе роли выполняют дети. ориентировка в малом пространстве и закрепление понятий «лево-право», «верх-низ». «Две руки» Детям предлагают двумя руками одновременно нажимать «пузырьки-пупырки» в определенной последовательности. В процессе игры развиваются межполушарные связи. «Выложи узор» Ребенку предлагается выкладывать шарики небольшого размера в углубления таким образом, чтобы получился определенный рисунок или узор. Дети старшего дошкольного возраста могут выложить букву или цифру, тем самым, закрепив ее зрительный образ. Развитие речи «Сколько слогов (частей)» Детям предлагается нажимать на пузырек на каждом слоге, тем самым определяя количества слогов в слове (не более четырех слогов) «Изучаем звуки» Изучая звуки вместе с ребенком с помощью Поп Ит, предложите выдавливать красный пузырек, если ребенок услышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. И зеленый пузырек, если слышит согласный мягкий. Цель игры: сформировать и закрепить знания о гласных и согласных звуках русского языка, их цветовом обозначении. «Разбери слово» Цель игры: развитие навыка звукового анализа слова. Выполняя звуковой анализ слова, ребенок по очереди выдавливает или «лопает» пузырьки, в соответствии с цветом, обозначающим звук. Виды занятий регламентируется содержанием комплексной программы, реализуемой данным учреждением. Развивающие игры играют роль дидактического материала и легко вписываются в любую форму планирования. Наилучшим результатом в развитии и образовании детей дает использование технологии в разделах образовательной программы, направленных на развитие познавательных способностей, математических представлений, ознакомление с предметным миром.
Методы реализации технологии: передача сведений и информации, знаний (рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение); практическое обучение (упражнения, игровые действия); эстетическое восприятие (побуждение к самостоятельному словотворчеству); поддержка эмоциональной активности и детской инициативы (игровые и воображаемые ситуации, похвала, придумывание, сюрпризные моменты)
Формы организации детской деятельности: Интегрированные игровые занятия Совместная игровая познавательная деятельность: • Совместная деятельность педагога и детей • Совместная игровая деятельность детей со сверстниками • Совместные игровые мероприятия детей и родителей Самостоятельная игровая деятельность
Этапы освоения игр детьми Первый этап. Эти игры являются яркими, красочными и состоят из достаточно простых игровых заданий и упражнений. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей со стихами -потешками, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играет и занимается вместе с ними. Второй этап. На этом этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают новые игровые навыки, а затем выполняют задания, требующие волевых усилий и концентрации внимания. Игровые умения детей совершенствуются как в самостоятельной, так и в совместной деятельности (детей со сверстниками, детей со взрослыми). Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, созданию новых фигур, узоров, предметных форм и т.д. Общение в играх со сверстниками способствует социально-личностному развитию дошкольника. На этом этапе больше внимания уделяется развитию самостоятельности. Дети без помощи взрослых придумывают игровые задания и упражнения, предлагают новые игры. Взрослым поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения детей. Если игра нравится ребенку, то малыш может с ней заниматься на всех этапах. Переходить с одного этапа на другой лучше постепенно, учитывая особенности восприятия материала детьми, уровень их развития, интерес и потребности. Методические советы по эффективному внедрению педагогической технологии развивающих игр в работу детского сада: - Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения и предоставляется максимальная степень свободы. - Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью стишка-потешки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре. - Организуя предметную среду, оснащенную развивающими играми, взрослый привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной игровой деятельности. Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре. - Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослого. В дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно. Взрослый выступает в роли «консультанта». - Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются. - Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым. - Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый переоценил его способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий. Если ребенок утратил интерес к игре, нужно на время ее отложить.
КАРТОТЕКА ИГР
Игры для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
«Стихи – потешки» Цель: развивать мелкую моторику (движения пальцев рук) Инструкция: Выполнять движения пальцами рук на Поп-ит или Симпл Димпл в соответствии с текстом: Мы сегодня поиграем, Шарик пальчиком надавим. Будем мы сейчас играть, Шарик будем догонять. Ну-ка шарик, не ленись, в ямку быстро превратись. Раз - пупырик, два - пупырик Раз - шажок, два - шажок. Наши пальчики шагают На пупырки наступают Раз, два, три, четыре, пять Пошли пальчики гулять. По кочкам, по кочкам По маленьким дорожкам По ямкам пошагали Начинай сначала… Дождик, дождик, Кап-кап-кап! Мокрые дорожки. Всё равно пойдём гулять — Наденем мы сапожки Дождик, дождик, посильней — Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На нашем лужочке «Найди домик» Цель: закреплять представления об основных цветах, развивать мелкую моторику. Ход игры: Воспитатель выкладывает цветные пуговицы среднего размера в красивый мешочек. Дети опускают руку в мешочек достают цветную пуговицу. Какого цвета пуговица такой цвет пупырки-пузырька игрушки дети нажимает пальчиком. Можно использовать пинцет. Выкладывать пуговицы (предметы) в ячейки по соответствующим цветам. «Большие и маленькие» Цель: продолжать различать цвет и величину (большой, маленький), развивать чувство ритма, ритмично проговаривать слова, развивать мелкую моторику . Ход игры: По образцу или по указанию воспитателя дети выкладывают шарики разного размера в пузырьки игрушки. Они могут располагаться по очереди: -большой, маленький; -могут через один: большой, большой, маленький; либо наоборот, по усмотрению воспитателя. «Ищем клад» Цель: формирование и развитие сенсорных способностей, развивать мелкую моторику. Ход игры: Игра парная. Инструкция:первым найти клад и забрать себе. Нужно подложить под Поп Ит маленький клад (шарик, ракушку, камешек). Нажимать на пупырышки. Кто первым наткнется на клад, забирает его себе. У кого больше кладов, тот и выигрывает. «Чередование предметов» Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы. Ход игры: Взрослый выкладывает начало ряда с чередованием предметов (ракушка, камушек) ребенок продолжает. Либо с чередованием цветов предметов.
«Кого (чего) не стало» Цель: развивать зрительную память и внимание детей, воображение, развивать мелкую моторику, активизировать речь. Ход игры: Под Поп-Ит размещается несколько мелких предметов. Ребенок поднимает Поп-Ит и запоминает, что за предметы. Закрывает глаза. В это время ведущий прячет один из предметов. Необходимо отгадать, какой предмет убрали. «Найди предметы такого же цвета» Цель: развивать умение соотносить изображения по цветам 1-й вариант: педагог или родитель показывает ребенку картинку с превалирующим цветом, например зеленый горох. Ребенок смотрит на картинку и нажимает пальцем на нужный цвет поля. 2-й вариант: педагог или родитель сначала предлагает ребенку нажать на кружок какого-либо цвета, а затем подобрать картинки того же цвета – например, красный помидор, красная футболка, красный мяч.
«Раскрась пупырки» Цель: развитие мелкой моторики, совершенствование координации руки и глаза Ход игры: Ребёнку предлагается продавить разноцветные ячейки и заполнить соответствующей по цвету мозаикой, тем самым «раскрашивая» Поп-Ит. Игра усложняется для детей старшего возраста путём добавления соревновательного эффекта, а также двух рук одновременно и попеременно. «Гонки по вертикали» Цель: развитие быстроты реакции, мелкой моторики рук. Ход игры: Ребенку предлагается продавить ячейки в заданном педагогом направлении. Игра усложняется для детей старшего возраста путем добавления соревновательного эффекта, а также использованием двух рук одновременно или попеременно.
Игры для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
«Выложи узор» Цель: развитие зрительного воображения, ориентировки в малом пространстве. Ход игры: Ребенку предлагается выкладывать шарики небольшого размера в углубления таким образом, чтобы получился определенный рисунок или узор.
«Копирование узора по образцу» «Заполни круглыми предметами» Ход игры: Маленькие шарики, помпоны, пуговицы идеально помещаются в Поп-Ит. Необходимо выкладывать узоры по образцу, заполнять по цветам, и тд. «Мемори» Цель: развитие зрительной памяти и внимания. Ход игры: Педагог прощелкивает любой узор на Поп-Ит. Ребенок смотрит и запоминает. Ведущий меняет узор. А ребенок должен по памяти его восстановить.
«Продолжи ряд» Цель: развивать зрительную память и внимание детей, воображение, развивать мелкую моторику, активизировать речь. Ход игры: Один игрок выкладывает начало ряда, а второй продолжает в заданной последовательности. «Две руки» Цель: развитие мелкой моторики, межполушарных связей. Ход игры: Детям предлагают одновременно нажимать «пузырьки-пупырки» в определенной последовательности.
«Считалочка» Ведущий называет число, ребенок «лопает» правильное количество пузырьков, считая вслух.
«Путь шарика» Цель: развитие мелкой моторики, ловкости. Ход игры: Необходимо перебросить шарик на свободное соседнее пространство. Для этого надо нажать на «пузырик» под шариком. Можно превратить эту игру в соревнование: кто первым пересечет своим шариком все пространства игрушки. «Нажимай по очереди» Цель: развитие слухового восприятия, сенсорных способностей. Ход игры: Ребенок выполняет действия по инструкции ведущего. -нажми одним, двумя, тремя пальцами; -нажми большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем и т.д. «Продолжи ритм» Цель: развитие чувства ритма и мелкой моторки. Ход игры: Предложите ребенку продолжить предложенный ритмический рисунок. «Бросай кубик» Цель: Закрепление знания соответствия количественного и зрительного образа цифры. Ход игры: 1-й вариант: Бросаем игральный кубик, сколько точек выпало на грани кубика, столько пупырок нужно нажать. Проигрывает тот, у кого количество точек больше, чем ячеек. 2-й вариант: показываете ребенку числа (карточки), а он нажимает на такое же количество пупырок. «Слушай и хлопай» Цель: развитие слухового восприятия и внимания. Ход игры: Ведущий несколько раз хлопает в ладоши. Ребенок слушает и считает в голове и громко говорит, сколько раз вы хлопали в ладоши. Попросите ребенка нажать такое же количество пузырьков, считая вслух.
«Катапульта» Цель: развитие ловкости Ход игры: Скатайте шарики из бумаги или фольги диаметром, подходящим для Поп-Ит. Поместите шарик в углубление. Лопните пузырь снизу, пусть шарик улетит. Усложнение: измерить расстояние на которое улетел шарик, чей шарик улетел дальше. Можно выяснить какой шарик улетает дальше: из фольги, салфетки или пластилина? Победил красная или синяя, желтая или зелёная дорожка?
«Что изменилось» Цель: развитие внимания, быстроты реакции. Ход игры: 1-й вариант: это аналог классической развивающей игры. Педагог или родитель кладет бусины в три или четыре ячейки игрушки Поп-Ит в зависимости от возраста и особенностей внимания ребенка. Взрослый дает ребенку рассмотреть узор в течение минуты, а затем просит его отвернуться. В это время взрослый убирает одну из бусин и предлагает ребенку догадаться, в какой ячейке произошли изменения. 2-й вариант: педагог или родитель кладет бусины в три или четыре ячейки игрушки Поп-Ит. Затем просит так же расставить бусины на своей панели. 3-й вариант: педагог или родитель кладет бусины в одну или несколько ячеек игрушки Поп-Ит. Взрослый дает ребенку рассмотреть узор в течение минуты, затем убирает свою игрушку и просит ребенка так же расставить бусины на своей панели.
«Эстафета» Цель: привлечение интереса детей к подвижным играм с помощью современных атрибутов. Ход игры: Поп-Ит предназначен для движения пальцами. Но почему бы не использовать его, чтобы позволить детям немного побегать? Команды по очереди подбегают к игрушке и нажимают на Поп-Ит. «Догадайся, что произошло?» Цель: развитие мышления и активизация речи Ход игры: На столе перед ребёнком расположен ряд из игрушек Поп-Ит разной формы. Нужно запомнить последовательность расположения ряда, после чего педагог предлагает ребёнку отвернуться, закрыть газа, в это время изменяет последовательность ряда, убирает или добавляет игрушку. Задача ребенка обнаружить изменение и восстановить изначальную последовательность ряда. «Выбери контур» Цель: развитие зрительного восприятия, формирование умения работать по образцу Ход игры: Перед ребенком находится с контурным изображением нескольких форм игрушек Поп-Ит, необходимо выбрать правильные и наложить их на контур, заполняя карточку. Разновидность игры: ребенку предлагается карточка с контурным рядом, ребенок выкладывает игрушки Поп-Ит по образцу. «Ковер фантазий» Цель: развитие воображения, эстетического восприятия, умения выстраивать сюжетную линию, создавать художественные образы. Ход игры: Детям выдается большое количество игрушек Поп-Ит разной формы и цвета и предлагается придумать сюжет и выложить («нарисовать») свою картину на ковре.
Игры для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Сложение» Цель: развитие навыка количественного счета. Ход игры: Ребенок складывает числа и нажимает на верное количество пузырьков. Аналогичную игру можно применить на выполнение операции вычитания. «Бродилка» Цель: развитие ориентирования в малом пространстве, закрепление понятий «лево-право», «верх- низ» Ход игры: Игра проводится по принципу графического диктанта. Переверните Поп-Ит и положите в углубление на разных концах два небольших предмет. Взрослый объясняет как перемещать первый предмет, чтобы довести его до второго, используя команды: «Вперед, вправо, назад, влево». А ребенок, выполняя команды, перекладывает предмет, перемещая его. Как усложнение – игру можно проводить без взрослого. Обе роли выполняют дети. «Нажимай по образцу» Ход игры: Ребенок берет образец и называет номер на нем. Необходимо лопнуть количество пузырей, указанное на карточке. Считайте вслух при нажатие: 1,2,3,4… Например: зеленый -3, Желтый -2, Красный -4, синий-2, Усложнение: переверните Поп-Ит и считая в обратном порядке, снова лопните пузыри : 5,4,3,2,1 «Логическое соревнование» Цель: развитие логического мышления, умения просчитывать ходы Ход игры: Игрок 1 выбирает ряд и лопает столько пузырей, сколько хочет (только в этом ряду). Поп Ит в идеале квадратный: нужно использовать вертикальные и горизонтальные ряды. Игрок 2 выбирает другой ряд, в котором все еще есть некоторые пузыри, и лопает в нем столько пузырей, сколько он хочет. Это продолжается до тех пор , пока игрок не вынужден лопнуть самый последний пузырь. Этот игрок проигрывает в этом раунде. Переверните Поп-Ит и играйте снова. «Морской бой» Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. Ход игры: Под одной из выемок лежит шарик. Дети по очереди нажимают на пузырьки-пупырки и пытаются определить, под которой прячется шарик. Выигрывает тот, кто первым его обнаружит. «Состав числа 10» Цель: Закрепление состава числа 10 Ход игры: Карточки с числами от 1 до 9. Необходимо нажать количество пузырьков, чтобы получилось 10 вместе с числом , изображенным на карточке «Изучаем звуки» Цель: сформировать и закрепить знания о гласных и согласных звуков русского языка, их графическом (цветовом) обозначении. Ход игры: Изучая звуки вместе с ребенком с помощью Поп-Ит, предложите выдавливать красный пузырек, если ребенок слышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. И зеленый пузырек, если ребенок слышит согласный мягкий. «Разбери слово» Цель: развитие звукового анализа слова. Ход игры: Выполняя звуковой анализ слова, ребенок по очереди выдавливает или лопает пузырьки, в соответствии с цветом, обозначающим звук. «Хлопочки» Цель: развитие слоговой структуры слова и определение количества слогов в слове. Ход игры: Детям предлагают карточки с цифрами от 1 до 4. Ребенок нажимает на пузырек на каждом слоге, а затем подбирает карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов.
«Разноцветные улицы» Цель: закрепление сенсорных эталонов, соответствие зрительного образа числа и количества. Ход игры: Переверните Поп-Ит. Предложите положить шарик в углубление и попросите ребенка определить его координаты. Или наоборот, назовите координаты и предложите ребенку отыскать по ним углубление и положить в него шарик. «Нарисуй букву», «Нарисуй букву», «Нарисуй фигуру» Цель: закреплятьпредставления об основных цветах, фигурах. Давать первоначальные представления о графическом видении цифр и букв. Развивать мелкую моторику, зрительную память, внимание, усидчивость, активизировать речь. Ход игры: Ребенку нужно по образцу выложить на Поп-Ит цифру, букву, фигуру «Кто быстрее» Цель: Развивать моторику рук, ловкость и внимание детей. Ход игры: Дети стараются нажать на пупырки быстрее оппонента. Кто справился первым, тот и выиграл. Можно засекать время с помощью секундомера. Можно позволить детям самим придумывать и усложнять правила: можно ли использовать более одного пальца, можно «лопать» пузыри двумя руками одновременно? «Слуховой диктант по сюжету» Цель: развитие оптико-пространственной ориентировки, восприятия и мышления. Ход игры: Ребенку предлагается отобрать несколько предметов, которые подходят по тематике определенного сюжета, например: «Сегодня мы отправимся в лес и найдем там полянку….» Педагог дает задание: «Найди на Поп-Ит третью ячейку в первом ряду, продави ее указательным пальцем правой руки, после размести там гриб. Далее по тому же принципу предлагает поместить елку и украсить поляну. В этой игре можно использовать различный раздаточный материал и задавать любой сюжет.
«Разноцветное путешествие» Цель: развитие способностей к моделированию пространственных отношений между объектами, отражения в речи пространственного расположения объектов. Ход игры: 1 –вариант. Педагог выкладывает ряд с разными игрушками и задает вопрос: «Между какими фигурами находится единорог?», далее употребляя различные термины – предлоги продолжает игру. Также предлагает ребенку самому расположить игрушку по указанию. 2 –вариант. Ребенку предлагается согласно инструкции разместить на столе игрушки Поп-Ит, например, «положи Поп-Ит круглой формы в правый нижний угол», «положи в центр», «выложи диагональ» и т. д.
«Кто больше назовет» Цель: обогащение знаний и словарного запаса. Ход игры: Взрослый и ребенок по очереди называют по одному слову из актуальной для ребенка категории предметов и одновременно продавливают кружок. Взрослый озвучивает правило: повторяться нельзя. Примеры категорий: названия овощей, фруктов, диких и домашних животных, одежды, посуды. Упражнение можно провести в группе детей, в этом случае взрослый задает категорию и наблюдает за тем, чтобы участники игры не повторялись. Дети называют слова и передают игрушку Поп-Ит по кругу.
«Будь внимателен к словам» Цель: развитие устойчивости внимания. Ход игры: Педагог или родитель читает или рассказывает историю. Когда в тексте встречаются слова, которые обозначают цвет, ребенок быстро нажимает на ячейку того же цвета.
«Ищем клад» Цель: развитие устойчивости внимания, познавательных интересов. Ход игры: Перед началом игры педагог подкладывает под несколько ячеек Поп-Ит маленький «клад» (шарик Марблс, ракушку, бусинка, детали «Лего», игрушки из любимого Киндер-сюрприза и т. д.). Задача ребенка: поочередно продавливая ячейки игрушки, в заданном педагогом направлении, найти «клад». Результатом данной игры может быть продукт - например, для девочки браслет на руку, а для мальчика – собранная фигура из деталей конструктора.
«Выбирай – цифра или буква» Цель: развитие представлений о графическом видении цифр и букв, мелкой моторики, обогащение знаний и активизация речи. Ход игры:Ребенку нужно по образцу выложить на Поп -Ит цифру или букву из предлагаемых предметов (камушки Марблс, пуговицы, мозаика, а затем произнести звук буквы или название цифры (в пределах 10). «Ходилка» Цель: развитие мелкой моторики рук, познавательных процессов, когнитивных способностей. Ход игры: Дети поочередно бросают игральный кубик, продавливают на Поп-Ит ячейки согласно выпавшему на кубике числу. Победителем становится тот, кто первым закончит «путь» по
«Повтори узор» Цель: развитие познавательных действий, формирование умения работать по образцу. Ход игры: Для игры нужны две прямоугольные формы Поп-Ит 6*6 кружков. Педагог на одном поле дает образец узора. Задача ребенка правильно изобразить узор на другом поле. Усложнение: повторить узор с той же последовательностью нажатий, что и взрослый.
«Колечко» Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Ход игры: Педагог дает задание – поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук одной руки и указательным, средним, безымянным пальцами, мизинцем соединить кольцо с большим пальцем и в то же время по очереди нажимать на ячейки Поп-Ит другой рукой. Затем руки поменять.
«Поручение» Цель: развитие логического мышления и познавательных интересов. Ход игры: Ребенку предлагается сначала одновременно двумя руками продавливать ячейки на двух полях Поп -Ит, а затем делать это поочередно.
8 февраля 2023 в 11:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.