Шабурова Ирина Петровна, воспитатель
Мастер-класс по развитию технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделированиеУважаемые коллеги! Участники мастер класса! Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Сегодня я хотела бы поделиться работы по развитию технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование. Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству. Задача современного педагога: научить дошкольников основам технического творчества и сегодня в этом нам может помочь ТИКО-конструктор. Что же это такое? ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате работы для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, машины, корзины и т.д. Использование конструктора ТИКО в моей работе может быть в рамках коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и т.д. В игре с конструктором ребенок запоминает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают им возможность для экспериментирования и самовыражения. В настоящее время работа по ТИКО – моделированию актуальна и значима в дошкольном образовании, так как является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей: · Познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора; · Речевое развитие: посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис) · Художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора; · Физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук; · Социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и друг с другом, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. ТИКО- моделирование позволяет мне, как педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр. Работа с конструктором формирует познавательную активность детей, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества. А так же объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Существует ряд задач, которые мы решаем с детьми во время работы с конструктором ТИКО. Образовательные задачи: - систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры); - способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия); - формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления. Развивающие задачи: - улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора); - развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции); - прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений). Воспитательные задачи: - воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания); - тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта); - стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным. Существует классификация конструирования по формам работы. В своей педагогической деятельности я использую следующие формы работы: Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагаю готовую модель того, что нужно построить. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Конструирование по условиям основано на том, что образца нет, а детям задаю только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Это формирует у детей умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от её практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определяют конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка, высказывают интересные замыслы и воплощают их. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам заключается в практическом создании детьми конструкций по простым чертежам-схемам. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Конструирование по теме (проекту) – это форма конструирования, которая очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае заострения их внимания на одной и той же теме. Из вышесказанного можно сделать вывод, что игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим и техническим складом мышления. Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста. А сейчас я хочу поделиться своим опытом работы с этим конструктором. Обратите внимание, что детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов, по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается. Начнем мы с самого первого этапа работы с конструктором ТИКО, а именно мы с ним познакомимся. Первое задание, которое в своей работе я предлагаю детям, это «Рассортировать конструктор по цвету», следующее задание «Рассортировать конструктор по форме» и «Рассортировать по размеру». Дальше мы с детьми учимся правильно соединять конструктор между собой на «шарнирные замочки» и выполнять работу по образцу или условиям, например, сейчас я предлагаю вам построить из простых элементов конструктора, дорожку узкую и широкую или заборчик высокий и низкий. Для детей старшего дошкольного возраста можно проводить более сложное конструирование по условиям, а именно диктанты для ТИКО-моделирования. Сейчас я хочу провести такой диктант с вами.
Следующий этап нашей с вами работы - это конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Дети старшей и подготовительной группы уже могут создавать объемные конструкции. А сейчас вам предлагаю немного поиграть. Для этого нам нужно разделиться на 3 группы, 1группа - воспитатели, работающие с детьми младшего дошкольного возраста, 2 группа соответственно-среднего дошкольного возраста, а 3 группа – старшего дошкольного возраста. Я вам раздам схемы, которые будем с вами воспроизводить (раздаю папки со схемами). Обращаю ваше внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры и объясняйте, что если какой-то фигуры нет, то ее можно легко сделать с помощью замещения одной детали на несколько других. Например, большой квадрат можно сделать из двух прямоугольников, а маленький квадрат из четырех треугольников и т.д. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией. Уважаемые коллеги, хочу задать вопрос. Собрав до конца героя или какой-нибудь предмет, ребенок достиг желаемого результата? А можно поставить на полочку и все? Или у вас есть какие-предложения, что можно сделать еще с этим героем или предметом? (Ответы воспитателей). Давайте полюбуемся на дело рук детей. Посмотрите сколько всего красивого и интересного они умеют создавать (показываю презентацию). Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов. Мастер-класс подошёл к концу. Возник ли у вас интерес к работе с конструктором ТИКО в рамках вашей педагогической деятельности? В заключение моего выступления хотелось бы отметить, что ТИКО - моделирование является на сегодняшний день одним из востребованных видов конструирования в дошкольном образовании, которое дает колоссальный скачок для развития и успешного становления будущего поколения. Спасибо вам за внимание и плодотворную работу! 11 марта 2023 в 15:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.