Шабурова Ирина Петровна, воспитатель
«Применение технологии ТИКО моделирования в образовательном пространстве детского сада»«Скажи мне и я забуду;
Китайская пословица
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Технологии ТИКО-моделирования является инновационной технологией в линейке конструкторов нового поколения и представляет собой трансформируемый игровой конструктор из набора ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые могут шарнирно соединяться друг с другом. «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) – это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в непосредственно образовательной, проектной и самостоятельной деятельности. Конструктор адаптирован для работы в образовательных учреждениях любого типа, прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и педагогов, эффективен в реализации ГОСО. Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста с конструктором ТИКО способствуют: - лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений; - расширению кругозора ребёнка; - расширению знаний в области окружающего мира; - созданию психологического комфорта при обучении; - развитию фантазии и творческих способностей. Главная идея технологии ТИКО-моделирования заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. Основная цель использования технологии ТИКО-моделирования заключается в формировании у детей способности и готовности созидательному творчеству в окружающем мире. Это определило направление нашей работы – создание условий в ДО. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). В опрос организации предметно-развивающей среды в ДО на сегодняшний день стоит особо актуально.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДО. Необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Стоит, как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое мышление и любопытство к точным наукам. Инструментом именно такого развития личности ребенка еще с детского сада и является работа с ТИКО-конструктором для объёмного моделирования. Р азвивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к школе. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем конструктор можно использовать в различных направлениях:
из ТИКО – деталей которого собирают фантазийные и геометрические фигуры, сконструировать двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО обеспечивает высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития. Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. Однако образовательные области не существуют в чистом виде, всегда происходит их интеграция. ТИКО-моделирование легко может интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным - коммуникативным развитием и другими образовательными областями. Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способ его мышления, личностные качества. Процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр. Конструктор ТИКО формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. В этом смысле использование технологии ТИКО-моделирования является наиболее эффективным средством, способствующим реализации основных образовательных областей, формируя определенные умения: - Творческие умения – дети придумывают, фантазируют оригинальные фигуры, необычные конструкции из ТИКО, тем самым, развивая творческое мышление. - Интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно осмыслить – какие детали он возьмет для конструирования; в какой последовательности будет их соединять; - Коммуникативные умения – дети очень увлекаются совместным ТИКО-конструированием, в процессе работы активно общаются, называют детали, сравнивают по признакам, совместно решают возникшие в ходе конструирования проблемы. -Речевые умения - дети запоминают буквы, звуки (гласные - согласные, твердые - мягкие), выполняют задания на звуковой анализ слов, поиск заданных звуков, составление слов и предложений. Занятия с конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования: 1. Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей. 2. Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель. 3. Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого дети делают фигуры по собственным проектам. Чтобы научиться создавать объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости. Важно сформировать у детей умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки. Очень важно подобрать темы для конструирования, которые расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности. Конструирование с детьми плоскостных фигур проводится по образцу, схеме в совместной деятельности воспитателя и детей. Основным методом образовательной деятельности является игровой по следующим темам: «Домашние животные» (корова, утка, петушок, цыплёнок, лошадь, баран, овечка, кот, собака). «Животные наших лесов» (белка, заяц, лиса, олень, волк, медведь, мышь, ёж, волк, змея, мышь). «Птицы» (ворона, журавль, воробей, птица, гусь, утка, снегирь). «Экзотические животные» (верблюд, жираф, кенгуру, крокодил, слон, черепаха). «Растения» (ель, грибы, берёза, листья березы, клена). «Цветы». «Техника» (автомобиль, мост, корабль, робот, парусник, паровоз, трактор, подъёмный кран, самолёт, лодка, вертолет, телефон, воздушный шар). «Военная техника» (танк, пистолет, ракета, подводная лодка). «Неодушевленные предметы» (конфета, рожок с мороженым, лестница, очки, флаг, забор, молоток, топор). «Дома, башни, замки». «Насекомые» (бабочки, мотылёк, сороконожка, паук). «Рыбы». «Человек» (бабушка, дедушка, внук). Рекомендуются наборы конструкторов: - конструктор ТИКО «Малыш»; - конструктор ТИКО «Фантазер»; - конструктор «Шары» Актуальность работы с технологией ТИКО-моделирования обусловлена обеспечением развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности. Конструкторы ТИКО обогащают развивающую среду детского сада. Дети конструируют из ТИКО-деталей чудесные поделки! Работа с ним открывает для ребенка новый мир технического знания, а воспитателю дает возможность разнообразить занятия, стимулировать интенсивное развитие детей. Для родителей – это возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор.
11 марта 2023 в 15:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.